Как происходит и легальна ли конфискация криптовалюты в Беларуси, России и мире
Конфискация криптовалюты в Беларуси, России или другой стране, почти всегда связана с мошенничеством. Особый резонанс в этой сфере пришелся на апрель-май 2022 года, когда в Беларуси появились новости об изъятии цифровых активов у частных / юридических лиц в пользу государства. В СК РФБ заявили о взыскании криптовалют на сумму свыше 100 млн белорусских или 2,4 млрд русских рублей. Ниже рассмотрим, в чем особенности конфискации токенов, и что по этому поводу говорит законодательство Беларуси, России, Украины, США и других стран.
Конфискация криптовалюты в Беларуси
Весной 2022 года появилась информация об изъятии криптовалют в Беларуси на сумму более 100 млн белорусских рублей. По заявлению чиновников, конфискованные деньги идут в казну государства и направлены на компенсацию ущерба. Причиной взысканий стали экономические преступления и попытки проведения оплаты за наркотические средства. Но обо всем подробнее.
Позиция закона РБ
В 2017 году президент РБ подписал Декрет, предусматривающий развитие цифровой сферы, а именно криптовалют и блокчейн-технологии. Изменения подразумевали создание условий для применения цифровых активов и появление льгот на налогообложение. Национальному банку давалось три месяца для разработки законодательной базы.
По новым правилам юрлица, являющиеся гражданами Беларуси и других стран, могут иметь криптовалюту, создавать и добавлять цифровые активы через ПВТ, покупать их и проводить иные транзакции. Сделки должны осуществляться через специальные биржи / операторов. Физлица могут добывать криптовалюту, покупать, обменивать и отчуждать цифровые активы, дарить и завещать их.
Дополнительные особенности:
- Физлица могут покупать, отчуждать и майнить токены без оформления предпринимательства.
- До начала 2023 года на полученную в криптовалюте прибыль не нужно платить налог.
- Майнинг и работа биржевых платформ не является банковской деятельностью.
Президент РБ поддержал нововведение и продлил работу ПВТ-режима до начала 2049-го.
Порядок изъятия цифровых активов в РБ
В 2022 году правительство РФ обновило порядок взыскания криптовалют. Информация отражена в Постановлении Минюста под номером 67 от 14.04.2022 года. В документе появились правила конфискации цифровых активов. Общий алгоритм такой:
- Вынесение постановления исполнителем судебного органа.
- Арест токенов.
- Перевод на виртуальный кошелек уполномоченного органа.
- Передача цифровых активов для продажи без определения цены. Стоимость определяется с учетом полученной при проведении сделки суммы.
Операция проводится через криптовалютную платформу или обменные сервисы. В случае отказа в продаже арест снимается, а средства возвращаются должнику. При невозможности продать криптовалюту по конфискационному документу возврат не происходит. Отметим, что постановление о новом порядке изъятия токенов действует с 17 мая 2022 года.
Примеры конфискации криптовалюты в Беларуси
Случаи взыскания токенов в РБ встречались и раньше, но они не имели столь массовый характер. Так, в 2018 году у одного банковского мошенника удалось взыскать около 1200 BTC, что на текущий момент составляет свыше 34,5 млн долларов.
Последний случай — задержание жителя Минска, который продал криптовалюты на 14,2 тысячи долларов. По действующему законодательству такие сделки проводятся только специальными операторами. Результатом стал штраф и конфискация криптовалюты в пользу государственного бюджета.
Насколько это законно
Вопрос конфискации криптовалют в Беларуси требует пояснения, ведь многие юристы считают его незаконным. Текущее регулирование цифрового сектора является неполным и ориентировано в большей части на Биткоин. По законодательству в РФ к криптоактивам относятся токены без упоминания о возможности изъятия. Иными словами, судебный исполнитель должен доказать, что токен используется в качестве универсального средства обмена.
В законодательстве нет четкого алгоритма, как нужно доказывать принадлежность платежного инструмента к токенам. У судебных исполнителей в этом вопросе, как правило, недостаточно квалификации. Не до конца понятен принцип определения цены Bitcoin, которые подлежат конфискации. По сути, сумм за которую удалось продать, является стоимостью.
Конфискации криптовалют в России
Кроме Беларуси, вопрос изъятия цифровых активов остро стоит и в России. Так, в июле прошлого года велась работа над поправками в вопросе конфискации криптовалют. Речь шла о монетах, которые использовались для мошеннических действий, к примеру, дачи / получения взяток, кражи бюджетных денег и т. д.
Ранее принятый ФЗ о цифровых активах отнес криптовалюту к категории имущества. Цифровые активы являются объектом гражданского права и могут быть конфискованы в процессе судебного производства. Но если в отношении обычных средств законодательство четко прописано, в случае с цифровыми финансовыми активами закон нуждается в доработке. Отнесение криптовалюты к имуществу должно упростить процесс конфискации.
На текущий момент существует список активов, которые могут быть изъяты, но на практике возникают трудности. К примеру, в 2018 году в одном из дел по банкротству судебный орган согласился на необходимость конфискации криптовалюты и обязал владельца кошелька передать данные для входа. Но, несмотря на постановление, исполнить его так и не удалось.
В конце 2021 года зашел разговор о внесении правок в нормативные акты и отнесении мошенничества с криптовалютами к уголовным делам. Представители Прокуратуры РФ отметили, что работают над регулирующими законами, а также внесением правок в УК РФ для возможности ареста и конфискации токенов без «серых» и непрописанных зон.
Сложности и пути решения
Процесс конфискации криптовалют в России сталкивается не только с неопределенностью в законодательной сфере, но и особенностями цифровых активов. Если токены находятся на криптовалютной бирже, представители правоохранительных структур могут воздействовать на администрацию и заставить ее открыть доступ к счету мошенника.
Трудней обстоит ситуация, когда криптовалюта находится на личном кошельке человека. В таком случае конфисковать ее из-за децентрализации не выйдет. Если забрать аппаратный кошелек, это ничего не даст. Без пароля и seed-фразы получить доступ к криптовалюте не получится.
Кроме того, не понятен механизм изъятия криптовалюты в России. Это связано с отсутствием общего эмитента или держателей реестра для обращения и предъявления требований. «Камнем преткновения» для работников ФССП является неполное понимание сути криптовалют, ведь в большинстве случаев они работают с фиатными деньгами.
В качестве решения вопроса можно пока уйти от конфискации криптовалюты, но сделать упор на создание правовой базы криптовалют. К примеру, в случае с Биткоином история операций доступна всем желающим. Как вариант, можно создать госреестр, где будут указаны монеты, полученные незаконным путем.
Первый пример конфискации токенов в России
6 апреля 2022 года суд в РФ впервые дал добро на арест украденных цифровых активов. Дело происходило еще в 2017-м, когда человек купил 7000 токенов Ethereum и держали их в кошельке. Через какое-то время хранилище было взломано, а средства украдены. Собственник ETH написал в заявление в полицию, где приняли заявление и возбудили дела по двум статьям УК РФ:
- 158-я, часть 4 — кража в особо крупных размерах;
- 272-я, часть 2 — неправомерный доступ к компьютерными данным.
В результате расследования удалось установить, что краденные средства находятся на 24 криптовалютных кошельках. После рассмотрения доказательной базы и выслушивания свидетельских показаний суд принял решение о конфискации криптовалюты. Из-за отсутствия конкретного статуса цифровых активов процедуру пришлось обозначить, как арест «иного имущества».
Как обстоят дела с поправками
В конце 2021 года Бастркин предложил внести поправки, позволяющие арестовывать криптовалюту. В Правительстве РФ работают над нововведением, но на текущий момент изменения пока не приняты. Тем не менее, это не помешало суду найти альтернативный вариант и изъять цифровые активы в пользу истца. Минус в том, что такой случая является чуть ли не единственным из-за технической сложности реализации.
27 апреля 2022-го в Госдуме РФ предложили создать специальный орган, в функции которого будет входить конфискация токенов. Инициатор проекта Пискарев отметил, что среди депутатов уже ведется работа по регулированию статуса онлайн-платформ и оборота цифровых активов. Также он проталкивает идею устранения пробела, касающегося конфискации цифровых активов, которые были уличены в мошеннических схемах.
Конфискация криптовалют в мировой практике
Россия и Беларусь — далеко не единственные страны, практикующие конфискацию в криптовалютной сфере. С ростом мошенничества в сфере цифровых активов правительства разных государств продумывают способы изъятия цифровых активов из кошельков злоумышленников.
США
Недавно ФБР в Соединенных Штатах объявило о поиске поставщика ПО, которое бы могло выявлять и контролировать незаконные транзакции. Представители бюро рассказали, что используют специальную технологию для конфискации криптовалюты с цифровых кошельков. При этом способы взыскания средств находятся в секрете, чтобы мошенники не могли к ним подготовиться.
Из известных случаев стоит выделить кражу токенов с Битфинекс, когда прокурорам удалось конфисковать цифровые активы И. Лихтенштейна и Х. Морган. Это стало возможным, благодаря хранению приватного ключа в облаке. Как только уполномоченные органы добились выдачи ордера на обыск, удалось получить и доступ к файлу с 2000 адресов, а также ключам. Как результат, в начале 2022 года прокуроры США объявили о конфискации рекордной суммы в BTC — 5 млрд рублей.
Великобритания
В Англии действуют иные правила, касающиеся конфискации токенов. С учетом действующего законодательств криптовалюта относится к категории имущества. Следовательно, перед конфискацией необходимо провести судебный процесс, добиться осуждения, а уже после заниматься вопросами конфискации. Если бы токены являлись деньгами, их можно было бы изъять на более ранних этапах.
Конфисковать токены не получится, если они находятся на криптовалютных кошельках, а вина собственников не доказана судом. В таких случаях деньги просто «замораживаются». Кроме того, власти блокируют криптовалютные операции.
Одним из ярких примеров является случай в июле 2021 года, когда полиция Лондона конфисковала около 250 млн долларов в криптовалюты. Прежняя изъятая в цифровых активах сумма была меньше — около 160 млн.
15 февраля 2022 года произошел первый случай конфискации токенов NFT, которые проходили по делу о мошенничестве. Это является чуть ли не первым прецедентом в случае с невзаимозаменяемыми токенами. Работа по выявлению обмана была возложена на управление по налоговым / таможенным сборам (HMRC), а общая сумма изъятия составила 1,9 млн долларов.
Канада
Похожая система действует и в Канаде, где в начале 2021 года был задействован закон о ЧС. Его суть состоит в закрытии доступа к переводу средств на счета «Конвоя свободы». Спустя два дня суд выпустил более обширный запрет. Представители власти отметили, что это чуть ли не первый случай эффективной конфискации криптовалюты.
Украина
В Украине также делались попытки узаконить арест и конфискацию токенов законным способом. Так, в сентябре 2020 года был представлен законопроект, подразумевающий изъятие цифровых активов при их участии в уголовном преступлении. Исключением являются случаи, когда владелец не знал о незаконном применении. Конфискованные средства при этом переходят в казну государства. Доходы, которые были получены от преступной деятельности, также подлежат конфискации.
Если изъять незаконно полученные виртуальные активы невозможно, виновник обязан погасить цену таких активов. Все вопросы при этом решаются в условиях гражданского судебного разбирательства. Для проведения следственных действий привлекаются операторы, выполняющие работу за собственные средства. Отметим, что законопроект так и остался на бумаге и не прошел необходимые чтения.
Также в марте 2022-го криптовалюта в Украине была легализована. В частности, под регулирования подпадают местные и зарубежные биржи. Появляется возможность у банков и физлиц открывать счета в криптовалютах, а государство должно гарантировать их защиту. Все это упрощает и процесс ареста / изъятия в случае необходимости, но «пробелы» в законодательстве и сложности все равно останутся.
Итоги
Конфискация криптовалют — болезненная тема, которую обсуждают и пытаются реализовать во многих странах. Почти всегда главным «камнем преткновения» является отсутствие четкого определения цифровых активов и их отнесения к имуществу. Единичные случаи изъятия токенов являются больше исключением из правил, чем тенденцией. С ростом числа и объемов краж в этой сфере законопроекты, касающиеся конфискации виртуальных монет, были очень кстати не только в России и Беларуси, но и в других странах.
Комментарии