NEO против Ethereum. Часть 2
Наиболее значительные различия Ethereum и NEO
Ethereum требует столько электроэнергии, сколько нужно 1 025 438 коттеджей в год.
Ethereum пользуется одним протоколом с Bitcoin? «Доказательство выполнения работы» (PoW). посредством PoW компьютеры сети конкурируют за решение математических формул и получение прав на подтверждение операций в блокчейне. Так сеть остается под защитой. У PoW есть значительные недостатки. Существует вероятность атак более 51%. И требует он для работы огромного количества электрической энергии. Мне кажется, что из-за этого действующий протокол скоро повсеместно заменят новым «Доказательством доли владения» (PoS).
Новый протокол (PoS) работает почти как PoW. Но вместо ПК, которые прочесывают сеть в поисках награды, пропорциональной мощности, новый протокол PoS эксплуатирует самих держателей токенов. Ониимеют возможность «ставить» собственные токены, то есть размещать их в смарт-контракте, пока тот не закончит работать. А взамен держатели могут подтверждать операции и зарабатывать пропорционально количеству токенов в собственности.
PoS гораздо менее энергоемкий, причем на его безопасности это нисколько не сказывается. Пожалуй, у нового протокола она даже лучше.
Что касается Ethereum и остальных протоколов PoW, алгоритмы сложности (как тяжело решается математическая формула) нужно постоянно обновлять до соответствия улучшенным компьютерам и более мощным сообществам майнеров. С PoS это не нужно. Говоря про Ethereum, вероятно вы могли бы обзавестись оборудованием, которое могло бы осуществлять 51% атак. И даже если вы включили ваши ПК в сеть, все равно оборудование может быть применено для атак на прочие платформы PoW. А вот с PoS, вам придется «поставить» собственные монеты и любое вредоносная активность вызовет потерю всех монет, которые вы поставили. Значит, если вы приобрели 51% от всех токенов, вы неминуемо во многом потеряете в инвестициях. Плюс стоимость приобретения 51% от всех токенов в сети одинакова для каждого. Траты на покупку 51% вычислительных мощностей – за счет скидки для оптовой покупки вычислительных машин и мест, где электричество недорогое, – будут неравными.
NEO эксплуатирует протокол под названием dBFT или «Делегированная задача византийских генералов». Не, я не ударюсь сейчас в лекцию по истории. Просто задача эта понимается как совместная и честная работа всех участников сети. Ведь все слышали поговорку про «паршивую овцу». Сам по себе NEO dBFT – это усовершенствованный классический протокол PoS. Апгрейд дал новому протоколу ряд важных преимуществ и один существенный недостаток.
На минуту представьте работу dBFT в виде модели работы Сената США. В Америке около 323 100 000 человек, которые могут участвовать в политической жизни страны. А теперь вообразите, что каждый из них может сам непосредственно участвовать в заседаниях Сената, принимать законы и отменять их. Согласитесь, в такой ситуации наступил бы повсеместный хаос.
Решения принимались бы годами, каждый тянул бы одеяло на себя, все бы пытались доказать свою точку зрения, перекрикивая друг друга. Поэтому в Сенате и сидят представите от народа, которых выбрали на голосовании. Они выступают от имени граждан и защищают их интересы.
В NEO примерно такая же система, как в странах с выборными органами власти. В проверке не участвуют все субъекты сети. А просто владельцы токенов имеют право выбрать делегата. Делегаты или бухгалтеры помогают наладить работу сети так, чтобы было хорошо всем. Так решения принимаются быстро, а простые обыватели могут спокойно заниматься своими делами, не вникая в принципы работы сети.
Важен также тот факт, что выбранные делегаты проходят цифровую верификацию. А значит NEO в этом плане соответствует нормам, которые устанавливают власти.
А вот то, что в NEO нет децентрализации – это недостаток. То есть вся система управляется парой дюжин блоков, причем большая часть их сосредоточена в руках команды NEO. Но в первом квартале 2018 года в ведении платформы остается менее 2/3 таких блоков. И со временем их станет только меньше. NEO, даже если очень постарается, никогда не станет настолько децентрализованной, как другие сети на основе PoS.
Но и Ethereum не настолько децентрализован, как вам может показаться. В тот момент, когда протокол PoW считается децентрализованным, ключевых разработчиков Ethereum остается менее пяти. Да, я в нынешней ситуации считаю возможным доверять Виталию Бутерину, но в его руках сосредоточена огромная власть и влияние на Ethereum.
Ethereum в скоро переключится на протокол PoS. По секрету скажу, процесс уже идет. Сложности майнинга в момент подтверждения нового блока будут возрастать. И так будет, пока майнинг не станет невозможным. Вот тогда все прейдут PoS. Просто не будет другого выхода. Конечно, до этого момента есть еще немного времени – возможно год, может чуть больше.
Тезисные выводы: Ethereum в данный момент пользуется протоколом «Доказательство выполнения работы» или PoW. Совсем скоро он поменяет старый протокол на «Доказательство доли владения» или PoS. NEO применяет протокол под названием «Делегированная задача византийских генералов» или dBFT. Его протокол – это усовершенствованный вариант модификации типового PoS.
Скорость проведения операций
Так как NEO не использует PoW и применяет более совершенный PoS, скорость обработки операций у него выше, чем у Ethereum.
Есть теоретическая скорость проведения операций и практические ее показатели. Их нужно разграничивать. Теоретическая скорость – рассчитывается математически, это максимальное значение, которое поддерживает сеть. У NEO это 10 000 tps операций ежесекундно. У Ethereum 30 операций в секунду. А на самом NEO максимально обслуживает 1 000 операций в секунду, а Ethereum – 15. И протоколы обеих сетей постоянно совершенствуются, поэтому чем дальше, тем ближе практическая скорость проведения операций к теоретической.
По этому показателю Ethereum сильно уступает NEO. Поэтому на данный момент только последняя сеть имеет шанс организовать работу смарт экономики.
Команда Ethereum осознает свои слабые стороны, поэтому внедрила у себя на платформе специальные технологии Raiden и sharding. Благодаря этому скорость можно сделать намного быстрее. А вот NEO не обладает такой децентрализацией, как Ethereum. И вряд ли когда-нибудь будет обладать.
Тезисно итоги. Ethereum в состоянии проводить операции со скоростью 15 штук в секунду, а в теории – 30. NEO проводит 1000 транзакций ежесекундно, а максимально возможный показатель – 10 000. В то же время Ethereum успешно внедряет решения, которые позволяют сделать скорость операций выше.
Форки и масштабируемость
У Ethereum, как и Биткойна, уже есть форк. Форк – это развитие, но нельзя отрицать, что плохой форк может навредить сети. Предлагаю рассмотреть форк Ethereum DAO. Ethereum обновил сеть после кражи немалой суммы из активов своего смарт-контракта. Так появился первый форк – Ethereum Classic. И сделано это было, чтобы вернуть пользователям похищенные активы.
Форки происходят из-за неоконченного характера консенсусного механизма Ethereum. Проще говоря, в блокчейнах возможно появление двух и более цепочек сразу, которые майнятся дальше. Форки в системе есть все время, и когда одна самая мощная цепочка в конце концов набирает большую мощность и становится допустимой – тогда форк и разрешается. Поэтому если майнить в Ethereum, то перед размещением операции рекомендуется чуть выждать, пока намайнятся еще несколько блоков. И только потом считайте операцию совершенной.
NEO имеет законченный характер. Потому что делегатам или «бухгалтерам» нужно прийти к консенсусу 66%, чтобы операция прошла в блокчейне. Приведу аналоги, чтобы было понятнее.
Вообразите себе простых первоклассников в школе. Витя хочет перекусить и интересуется ценой шоколадного молока. Света проболела всю четверть и не может ничего ответить внятного. И тут она наугад выкрикивает – 80 копеек! Кто-то соглашается со Светой. Но Миша постоянно покупает молоко и точно называет его цену – 65 копеек. Большинство за Мишу. Света понимает, что сказала глупость и присоединяется к большинству. Так весь класс соглашается с единым мнением. Но если Света идет напролом. Настаивает на своем, то появляется форк. То есть ответ заведомо неверный, но вероятность его признания остается. Примерно так и функционирует Ethereum.
Работа NEO организована иначе. Вообразите ту же ситуацию. Света так же выкрикивает цену 80 копеек. По классу проходит ропот, но он явно меньше 66%. Поэтому Свету тут же перестают слушать. Потом осведомленный Миша называет цену 65 копеек. В пользу этой мысли высказывается 66 % всех первоклашек. Так и «бухгалтеры» NEO всякий раз выступают с предложениями правильного наполнения блока. Как только в поддержку мысли высказываются 66 % делегатов, блок закрывают.
Эта особенность NEO крайне важна. Ведь он претендует на обслуживание смарт экономики. А там окончательность так же важна, как, например, на фондовом рынке. Инвесторы должны быть уверены, что данные из блокчейна окончательны и не изменятся вдруг, если сработает форк.
Тезисно об итогах. Ethereum в состоянии производить форки, а NEO – нет. Это ключевой момент, который позволяет NEO работать в существующей мировой экономической системе.
Разграничение GAS и NEO
Его справедливо можно считать наиболее гениальным параметром NEO.
Изначальный токен Ethereum – это ether. А gas применяют для выполнения контрактов, проведения транзакций и организации прочих составляющих функционирования сети. По факту gas – это лишь небольшая часть ether. Следовательно, из не принято разделять.
Но NEO отделяется от токена, который поддерживает его работу. Оригинальный токен NEO напоминает частичное обладание платформой NEO. Владеющие токенами NEO могут отдавать голоса за «бухгалтеров». Применение NEO как доли от компании, а не лишь токена, потворствует целостности NEO. NEO не проводит транзакции, за него это делает GAS.
GAS участвует в проведении всех транзакций в сети NEO. Компании проходят регистрацию и меняются активами через блокчейн, а платят через GAS. Потом, этот GAS будет распределен на держателей NEO. То есть любой имеет право на этот GAS, лишь при наличии NEO у себя на кошельке. К примеру, NEON
«Бухгалтер» может брать комиссию (в GAS) с общих операций в блокчейне. Этот процент получают исключительно бухгалтеры. Но, если NEO и GAS разделены, есть смысл брать транзакционную комиссию на низких уровнях.
И вот почему. Большая комиссия сделает хорошо лишь «бухгалтерам». Обычные обыватели просто не захотят отдавать активы в блокчейн. Чем меньшие объемы активов будут поступать в блокчейн, тем скромнее заработок у владельцев блокчейна. Поэтому собственники NEO заинтересованы в «бухгалтерах», которые сохраняют небольшую комиссию.
Малая комиссия = приходят новые пользователей = регистрируют больше активов = больше GAS имеют собственники NEO.
«Бухгалтер» стремится сначала сделать безопасной сеть. Потом они сами начинают зарабатывать на ней. Безопасная сеть – залог стабильной прибыли.
Сейчас не совсем понятно, как будут получать вознаграждение собственники Ethereum, когда он перейдет на протокол «Доказательство доли владения» или PoS. Но складывается впечатление, что лишь крупные собственники Ethereum получат возможность ставить и зарабатывать на этом.
Токена NEO неординарен. Потому что с ним пользователь может пассивно покупать GAS на собственном кошельке. Не обязательно загружать ПК, оставлять кошелек постоянно открытым или тратить электричество. Вы не «ставите», потому что этим занимаются «бухгалтеры». NEO вы можете сохранять и на простом бумажном кошельке. GAS покупают физически, когда вы кликаете «затребовать GAS». Это гарантия того, что сети NEO не требуется вычисление процента заработка владельцев NEO токенов в каждом новом блоке. Так трафик уменьшается, и формула сложных процессов становится проще. «Бухгалтеры» следят за работой сети, а вы тем временем зарабатываете на инвестициях. А без двух самостоятельных токенов это было бы нереализуемо.
И NEO, и GAS имеют ограничение в 100 000 000 токенов.
Подведем итог: Ethereum имеет один токен: ether. У NEO их два: NEO и GAS. У сети с двумя отдельными токенами есть много сильных сторон, которые делают эффективнее работу протокола «Доказательство доли владения» или PoS.
Языки программирования смарт контрактов
Наиболее значительное отличие смарт-контракта Ethereum от смарт-контракта NEO – применяемые разновидности языков для кодирования. Для Ethereum создавался персональный язык – solidity. NEO же использует разные языки: сейчас их 5, а скоро планируется добавить еще столько же.
Собственный язык – это, конечно, определенные преимущества. Но из-за этого к Ethereum сложнее привлекать программистов, которым приходится изучать solidity специально. Плюс не всякая бизнес-платформа совместима с solidity в том виде, как она есть.
Тезисно об итогах. Ethereum работает с одним языком кодирования – Solidity. NEO поддерживает 5 языков, а в будущем, возможно, и больше.
Выполнение смарт-контрактов
Смарт контракты функционируют на известных в данной сфере виртуальных машинах или VM. Эти машины находятся внутри ПК майнеров. Они выполняют смарт-контракты. То есть, если нужно провести анализ смарт-контрактов, проверяется эффективность VM.
Виртуальная машина NEO доводит код смарт-контракта до его выполнения. То есть она работает с кодом, перестраивает его, делает более эффективным.
Предположим, что у вас есть список продуктов, который написала мама. Чаще всего она перечисляет из рандомно, без какой-либо организации. Поэтому по гипермаркету с таким списком хаотично блуждаешь от отдела к отделу. Но если бы продукты располагались по группам, то я бы тратил меньше времени на закупки. Вот NEO работает так, организованно, Ethereum – как моя мама, мало думает про эффективность. Так и с контрактами. NEO сразу тратит больше времени на построение смарт-контракта, чем Ethereum. Но потом эти траты окупаются большей эффективностью исполнения.
У Ethereum есть в планах освоение подобного механизма. Но кода они воплотятся в жизнь – неизвестно.
Кратко о главном. NEO на данный момент быстрее и эффективнее исполняет смарт-контракты, чем Ethereum.
Прочие значимые отличия
- NEO в теории сможет противостоять квантовым компьютерам, а Ethereum – не сможет
С появлением совершенных квантовых компьютеров, блокчейн станет уязвимым. Блокчейн NEO сможет этому противостоять, Ethereum – нет.
- У Ethereum появился новый инструмент сохранения конфиденциальности – sk-Snarks
Sk-Snarks является протоколом конфиденциальности ZCash. По своей сути, sk-Snarks имеет важное значение, когда нам нужно завладеть конфиденциальной информацией.
Мы должны сохранить данные конфиденциальными, но в это же время нам нужно доказывать право собственности на эту информацию. Посредством sk-Snarks пользователи подтверждают свои права на информацию, не предавая ее огласке. NEO так не может. Но благодаря его партнерству с Ontology OnChain у NEO есть способ сохранения конфиденциальных данных.
Я вижу две возможности развития NEO:
- Благодаря преимуществам он составляет конкуренцию Ethereum и становиться экспертной платформой для дальнейшего развития ICO и блокчейна.
- Он не соперничает с Ethereum, а становится платформой децентрализованных приложений и базой восточной смарт экономики.
Подробнее о первом пути
По моему мнению, вероятность такого сценария мала. В самом деле NEO по ряду параметров Ethereum. Но Ethereum – это самостоятельная платформой. Мне кажется, что скоро он скорректирует свои недостатки и будет развиваться дальше по собственному пути.
Действительно опередить Ethereum будет весьма непросто. Но, по моему мнению, у NEO перспектив вырасти намного больше, даже если он не в состоянии сейчас быть полноценным оппонентом Ethereum. Уже сейчас виден приток ICO на платформах, развивающихся на основе NEO – он будет двигаться в этом направлении дальше. И стоимость NEO также будет постепенно увеличиваться. Мне кажется, что в дальнейшем смарт экономике потребуется более одной платформы. Но совсем не обязательно, что NEO в конце концов заменит Ethereum, особенно в Западном регионе.
Подробнее о втором пути
Это более вероятный и желательный путь развития. Ведь в Китае неосвоенный плацдарм для блокчейн платформ. И первая из них, оказавшаяся здесь, сделает миллионы.
Но в нынешней ситуации Китай минимизирует проникновения инноваций из-за рубежа. И точно нельзя сказать, интересно ли его экономике блокчейн-платформа вообще. Нынешние реалии таковы, что в Китае запрещены ICO и биржи. И если так будет дальше, ни одной платформе там будет делать нечего. Спрашивается, сможет ли Neo когда-нибудь освоить китайский рынок, и будет ли он открыт для других платформ вообще.
Мне кажется, что китайцы вскоре сами возьмутся развивать свой блокчейн. КНР стремится стать мировой державой. У него уже итак самый солидный ВВП в мире. Эта страна не боится блюсти личные интересы. Нам уже доводилось это наблюдать в сфере поиска и применения возобновляемых источников энергии.
Китай и экология?
Изначально Китай сделал упор на промышленность. Но сейчас весь мир стремится к экологичности. И страна решила не сдавать позиции по этому пункту. Теперь китайские власти инвестируют огромные средства на развитие возобновляемых источников энергии.
Плюс к этому Китай – однопартийная держава. По сути там нет оппозиции. А значит все политические решения принимаются быстрее, чем, к примеру, в США.
Китайцы понимают, что блокчейн может наносить урон. Они показали это в своем пятилетнем плане по развитию блокчейна. Власти Китая сделали биржи и ICO вне закона, потому что понимают их большой потенциал. Запрет вышел, потому что власти хотят сами контролировать блокчейн в своем государстве, а может потом и во всем мире. Китай выжидает, составляет плат и шаг за шагом готовит мировую блокчейн интервенцию.
А нам остается только ждать, пока Китай начнет развивать блокчейн и откроет ICO и развитие блокчейнов.
Давайте порассуждаем, как именно будет развиваться Китай. Есть вероятность, что там появятся государственные блокчейн-сервисы. Но мне в это мало верится. Китай активно использует социальные сети. Но он делает это не с помощью запретов или своей платформы. Власти просто наложили запрет на ряд западных социальных сетей, сосредоточившись на Tencent.
Tencent берет в штат коммунистов, выполняет нормы закона и высказывается за политику цензуры партии. И сейчас Tencent развита даже сильнее Facebook. То есть, мне кажется, что Китай вольется в мир блокчейнов, путем использования существующей платформы; которая согласится на условия китайских властей. NEO и OnChain определенно годятся для этого пути. Их постепенное закрепление в Китае при помощи партнеров, инвестиции в развитие и соблюдение правил, а также готовая идея смарт экономики наталкиваю на мысль, что в один прекрасный момент NEO будет ведущей платформой Китая.
Обращаю ваше внимание, что в статье я высказываю свое личное мнение, основанное на моих наблюдениях. Но аргументы я старался формулировать беспристрастно, поэтому на их основе вы можете делать свои выводы.
Резюме
Если бы меня попросили дать характеристику NEO и Ethereum парой фраз, я бы сказал: NEO – это тот же Ethereum, только со стремлением войти в смарт экономику.
У более молодого NEO есть ряд сильных сторон в сравнении с Ethereum. Но последний пользуется авторитетом и, скорее всего, скоро справится с недочетами. Главная «фишка» Ethereum – это приверженность нормам. Поэтому именно эта платформа на данный момент оптимальна для внедрения в смарт экономику Китая.
P.S. Лично я вложил средства в обе криптовалюты. Потому что я вижу сильные стороны и будущее за обеими. Но вам совсем не обязательно поступать так же. Я рекомендую вам самостоятельно оценить потенциал NEO и Ethereum, и только потом принимать взвешенное решение. И пускай мой анализ поможет хоть кому-то сделать выгодное вложение в криптовалюту.
Комментарии